Путешествие на мотоцикле по Боливии, часть 4

Завершение рассказа о Боливии (ссылка на предыдущую часть). Запасайтесь чаем, будет много историй и фотографий. Поехали!

Поздороваться с горой Ийимани было весьма дерзким желанием во время незавершившегося сезона дождей, но очень искренним. Ознакомившись в последнем перед этим переездом интернете с прогнозом погоды, мы лишь молча посмотрели друг на друга и пожали плечами… Дожди на ближайшую неделю и плотная облачность с осадками осевшая на Кордильеру Реаль…

-Едем?
-Едем!

И вот, значит, едем. И до конца не знаем, увидим ли эту величественную гору, сына Солнца, как звали его аймара. А Ийимани тоже на нас поглядывает — «кто это тут маленький такой, едет пощекотать мне бока?»))

Солнце горячее, жарко, но сверху уже поддувает снежным холодком. Близость большой горы всегда как-то по особому чувствуется. Понятно, почему жители Анд чтили свои горы. Давали им имена, передавали из уст в уста от поколения к поколению восхваления. От гор зависит всё, они формируют микроклимат каждой отдельной деревни, они дают воду и работу, задерживают облака, и цепляют на себя солнечные лучи, когда в долинах закат уже случился, и конечно, просто делают жизнь красивее, а тела крепче: каждые сто метров пешком это кардиотренировка:)

И вот, мы прибыли в точку планируемого кемпинга, она же была для нас местом свидания с Ийимани. На момент прибытия Ийимани все ещё кутался в облака и иногда, выглядывал только пик, который аймара называют Кхуну Чаубири. Наша точка была идеальной, а потому мы продемонстрировали настойчивую решительность величественной горе и наличие времени. Достали термос и уселись поудобнее на огромный валун.

Лунная ночь и прощальный взгляд на гору

А утром мы проснулись в таком плотном тумане, что казалось должен вот-вот мимо палатки пройти ёжик со светлячком на палочке «и даже ла-пы не вид-на».

В тумане мы поняли, что нет предела удивлению в Боливии. Наша дорога в Ла Пас снова не поднималась, а спускалась вниз. Уже через 15 минут пути мы буквально выпали из облака и стали останавливаться каждые 5 минут полюбоваться и сделать фото. Невероятно красивые поля! Кстати все эти террасы и огороды это не случайность, а кропотливая и очень хитрая работа — на разных уровнях таких террас — разный климат подходящий для разных культур. Да и сами они непростые, глубина каменных стен, уходящих в землю, колеблется от метра до двух, «начинка» террасы имеет определённую последовательность слоёв материалов, а еще такие огороды обычно снабжены хитрой и регулируемой ирригационной системой. Всё это было организовано доинкскими культурами, развито инками и поныне поддерживается в отличном состоянии нынешними боливийцами. Вот уж дома у них страшные, а земледелие — настоящее искусство!

Постепенно деревни по пути стали выглядеть богаче. Во дворах появились не просто личные туалеты, а туалеты с бочками на крыше, то есть ещё и с водой! Вдруг мы поняли, что находимся уже не в очередной деревне, а на дальних окраинах громадного муравейниках под названием Ла Пас. Потрясающий Вавилон! Кирпичные домики, кажется, размножаются на склонах самостоятельно без помощи людей и потому ползут во все стороны выбирая не пологие, а может быть хорошо освещенные места.

Титикака это такое особое место для нас, которое даёт понять недвусмысленно всю бренность нашего планирования. Ну, вот, например, руины Тиуанако мы очень распланировали посетить примерно полтора года назад. План посещения был вплетен в общий план путешествия замысловато и продуманно — как цветная нитка в шерстяном пончо. Должен был получиться неплохой рисунок, но что-то пошло не так. На границе Перу-Боливия рисунок этот стал напоминать фигу. Пришлось импровизировать (а мы это на самом деле любим)). Получилось у нас неплохо! Даже хорошо. Даже, пожалуй, наилучшим образом.

И собственно, через полтора года мы таки добрались до Тиуанако (особо сильно не планируя))). И таким образом не только удалось дополнить рисунок особой завитушкой — буквально сбылась давняя мечта. А заодно, мы наконец получили важный, центровой пазл в понимании всей Боливии. Руины Тиуанако находятся прямо в деревне Тиуанако (может быть нужно говорить наоборот). Но важно понимать, что тиуанако это не просто название руин или деревни, Тиуанако — это одна из важнейших, влиятельнейших, обширных и древних цивилизаций всей Южной Америки. Люди так и живут прямо поверх археологии.

Где-то между Титикакой и Кордильерой Реаль

Археологическая зона Тиуанако заботливо отгорожена от деревни Тиуанако высоким забором из сетки рабицы. Мы прибыли в деревню под вечер, а потому решили оставить официальную часть на утро и отправились гулять по окрестностям в поисках уставших камней. Уставшие камни, это те, которые обработали в своё время лишь частично и не «донесли» до места строительства. Их оказалось найти не трудно… А дальше как в тумане… Иногда нам удавалось собрать достаточно большие фрагменты посуды из осколков… Но потом фрагменты разбирали и осколки возвращали на место.

Копакабана — это эдакий боливийский остров, не в географическом смысле только, а политическом. Такой боливийский Калининград. На «остров» этот можно попасть лишь на пароме через узкий пролив Титикаки, если не хочешь выезжать из страны. Хотя паром — это громко сказано по сути это плот, с приделанным к нему лодочным мотором. Впечатляющее зрелище, как качается здоровенный автобус вразнобой с тобой и всем судном))

Сама Копакабана это вечный праздник с налетом лёгкого помешательства. Здесь тебе туризм религиозный, туризм интернациональный и туризм национальный. Все вместе — это пестрая, хаотичная смесь всего подряд. Тысячи машин из Перу, Боливии, Чили проползают перед входом в храм Непорочной Девы Копакабаны. Водители гонят сюда своих железных коней, чтобы освятить их буквально «на удачу».

Окрапление святой водой это лишь крохотная едва значимая часть ритуала. Главное это украсить свою машину (или трактор, или мотоцикл, или грузовик) и облить как следует шампанским (иногда в роли шампанского выступает подделка-газировка). В очереди иногда вспыхивает ругань.

Вот здесь внимание всем, кто хочет повторить опыт с покупкой мотоцикла. В Копакобане мы вдруг узнали, что за время нашего отсутствия в Перу 2 раза были изменены правила выезда перуанского транспорта за границу. Буквально мы узнали о том, что наш мотоцикл больше не числится перуанским, а числится импортированным за границу. Перуанские таможенники в прочем оказались, как обычно, приятными, хоть и решили нас сбагрить на другой переход, чтобы не возиться самим.

Подробно объяснив на листе бумаги наше положение (в блок схемах) нам предложили поехать на другой погранпереход, «потому что там шефы и опыта больше, и уж они-то точно при думают решение для вас». Хмммм словосочетание «придумать решение» на переходе границы не сулит ничего хорошего обычно. Но делать было нечего. Мы знали, что с покупкой перуанского мотоцикла мы становимся первопроходцами, а значит всё только на ощупь. Боливия же будто ждала нас обратно: «Ну помайтесь ещё немного в моей бедноте» — будто подшучивала она. «А взамен вам окна на Титикаку, залитые солнечным светом».

За въезд в Перу нам пришлось попереживать. Совершенно не верилось в то, что страна не примет своего блудного сына и двух русских на нем «Перу! Не может быть, чтобы нас не впустили, это же Перу!». Параллельно мы уже думали о том, как будем продавать Друга где-нибудь в Бразилии. Ночь перед границей была похожа на ночь перед экзаменом. Мы нарыли столько информации на сайтах госслужбы, сколько не видели до покупки. Испанский наш явно прокачался за эти почти два года. Важнее всего было найти формулу для подсчета штрафа. Например в Чили за не возврат чилийского транспорта в срок, штраф рассчитывается примерно по 20 долларов в сутки…(хорошо, что Друг наш не чилиец. полтора года просрочки страшно было бы считать).

Перуанской же формулы нигде не было… Закон ещё новый, совсем сырой. Такое ощущение, что за время нашего отсутствия в Перу решили навести порядок, но ещё не расставили всё по своим местам. Утром перед самой потёртой границей Десагуадеро было волнительным. Постоянно хотелось в туалет. Самая загруженная, самая злая и самая коррумпированная граница, так о ней говорят оверлендеры, хоть наш прошлый опыт на ней и не был таким уж ужасным.

В общем, история перехода отдельная. Всё прошло более чем хорошо, в конце концов это же Перу! Нас впустили без штрафов, каких-либо взяток и проблем и снова дали пол года. Друг наш, блудный перуанский сын снова дома! А это боливийская Титикака на прощание!

В следующей части мы расскажем, как добрались до Куско, как продавали мотоцикл англичанину и продолжили путешествие по Перу в качестве пешеходов. Не переключайте канал :)

Будем рады вашим комментариям! :)