Tiger Leaping George

У нас с Никитой постепенно образуются некоторые любимые обычаи, а иногда особенности. Например, мы заметили, что не любим возвращаться тем же путем, то есть больше любим круговые маршруты, нежели чем радиальные. А еще любим припереться в запланированное место в темноте, к ночи – это всегда обеспечивает визуальное открытие с восходом солнца. Чем больше совпадает наших особенностей в походе, тем интереснее он получается :) И если последнее входило уже в сам план посещения знаменитого Tiger leaping george, то о первом мы еще даже не догадывались.

Блог Марины и Тохи предоставил нам исчерпывающую информацию о том, как добраться до желаемого. Gps координаты точек выезда из города и входа на тропу добавили уверенности. По инструкции мы знали, что входной билет стоит 50ю и обойти платильник с гордым название tiket office очень просто, стоит только дождаться темноты. По счастливому стечению обстоятельств (хоть и три года назад), ребята тоже ходили в начале ноября, поэтому помимо всего прочего, мы знали какой погоды следовало ожидать, а значит, как не брать лишнего и не забыть нужного. В общем, мы до сих пор им благодарны:)

Нагулявшись вдоволь по старому городу, подкрепившись еще разок перед самым выездом (намеренно старались не торопиться, так как до деревни от которой начинается тропа всего 60 км), мы вышли на точку выезда в четвертом часу дня. Где-то через пол часа застопили первого водителя (на тот момент у нас еще не было дорожной грамоты с пояснениями на китайском, а был только листик с именем деревни в виде иероглифов, номером нужной трассы и любимая карта южного Китая) и уже ехали в сторону нашей цели. Водитель не говорит по английски, мы не говорим по китайски, поэтому какое-то время мы переживали, что может он не понял, что мы едем автостопом, а мы не поняли, что он таксист. Так, потихоньку перебирая варианты развития событий, мы доехали до перевала, через небольшой хребет, отделяющий Лицзянь от долины реки с нужным нам автобаном. На перевале наш водитель начал что-то искать, потом остановился и предложил выйти (рюкзаки при этом надо было оставить в машине), мы вышли… Оказалось, что он просто хотел показать нам красивый вид на долину, а так же, деревню, в которую он направляется и дорогу, по которой нужно ехать нам. Напряженности сразу как не бывало.

Он тоже, казалось, избавился от груза мыслей, и мы как-то объяснились, что русские и куда едем, у нас даже получилось легко и непринужденно побеседовать. Дальше ехали улыбаясь, иногда обмениваясь эмоциями от красивых окружающих пейзажей. На прощание он попросил сфотографироваться с ним, мы охотно согласились и тоже запечатлели его на память. Такая оказалась наша первая с Никитой на пару застопленная машина в Китае:) А дальше нас подобрала славная парочка, и с ними мы уже доехали до самой деревни.

Дорога оказалась по ощущениям короче, чем по километражу. Несмотря на частые остановки, чтобы сфотографировать виды на заснеженные пики в закатном солнце, мы добрались засветло. Пришлось пообродить по окрестностям, чтобы дождаться темноты. Светиться и платить за билет не хотелось, облезать по горе почему-то тоже.
И вот, дождавшись полной темноты, в девятом часу, мы бодрой походкой направились по нужной дороге вглубь деревни, украдкой рассматривая в темноте где тут что. Заметив несколько камер (с инфракрасным светом), мы еще толком не успели обсудить их назначение, как нас нагнала машина, из нее вышла девушка (мужчина остался внутри). Она скромно, но настойчиво объяснила нам, что нужно купить билет. Прием “моя твоя не понимать”, тоже не сработал, девушка доходчиво жестами показала, что идти нам нужно ровно в противоположную сторону. Когда мы подошли к огромному дому, то вдруг увидели, что большое помещение за стеклом, занимающее пол первого этажа, это вовсе не магазин, а как раз такой “нужный” нам тикет офис (а не во-он та будка с охранником).

Ради нас, уже закрытый на ночь офис вновь открыли, зажгли свет и включили большие светящиеся с маршрутами и фотографиями щиты. Нас передали другой парочке парней, которые объяснили, где что по маршруту находится, и что билет стоит 64 ю, а студенческий в два раза дешевле. Но если тебе больше 24 лет, то даже при наличии студня ты в категорию привилегированных не попадаешь. Поэтому, при покупке билета необходим еще и паспорт, подтверждающий возраст. Мы решили взять время, чтобы придумать какой-нибудь хитрющий план, и сказали, что придем, скорее всего завтра утром за билетом. Они сказали, что утром непременно будут нас ждать. Испытывая мягко говоря удивление, мы отправились искать обходные пути, обсуждая оперативность китайцев.

Обследование склона горы почти ничего не дало. Повыше мы видели ЛЭП, по идее к ней можно было бы и взлезть, но как-то не хотелось. Наконец, Никита принял твердое решение положить конец душевным терзаниям и купить билет. Но нельзя сказать, что поражение нас не уязвило.. Дело даже не столько в деньгах, как в любви к приключениям и хитростям (но что говорить, и денег не напасешься, если платить за каждую гору!). Мы вернулись обратно, ждать долго не пришлось, платильник открыли вновь. Так как оба из нас перевалили рубеж беззаботной молодости в 24 года (а без паспортов билет форейнерам вообще не продают), заплатить пришлось по полной. Позже мы еще не раз удивлялись жадности и алчности китайского туристического бизнеса. Очень неприятно платить за возможность увидеть нерукотворную природу. Это чувство всегда возникает, когда тебе предлагают купить то, что не принадлежит продающему.
Ладно… Заплатили и забыли.

Пока мы “тусовались” на входе, взошла луна. Она осветила нам дорогу и фонарики доставать не пришлось. Тропа не начиналась еще долго. Около часа, а может даже и больше, мы шли по бетонке. Вокруг простирались небольшие сельскохозяйственные поля по склонам и от них ветер приносил горячий еще от дня воздух. Цикады стрекотали в темноте деревьев, а попадающиеся по обочинам эвкалипты, видимо тоже, отдавая дневное тепло, источали тонкий аромат. Над всем этим величаво возвышался, ставший нам уже другом и частым спутником пик горы Нефритового Дракона. Снег на его вершине призрачно сиял в лунном свете в окружении звезд.

Мы шли и шли, и ждали, когда же начнется тропа, наконец-таки бетонка закончилась – она шла до первого гестхауса. На стенах прилепленного сбоку к нему туалета написано целое сочинение на английском о том, что здесь (в гестхаусе, а не туалете) можно найти ночлег и еду, коня и правильный путь, если вы его потеряли. От территории геста пошла тропка траверсом по склону. Ура! Наконец-то! Через минут десять появился первый, так называемый вью-поинт (vew point). На самой площадочке установлен красный флажок, а к сараюшке приделана табличка, похожая на “посторонним вход воспрещен”, однако надпись на ней была длиннее и гласила о том, что в поддержку местному населению (с которым государство не делится прибылью от посещения тропы туристами), необходимо уплатить три юаня за обзор, открывающийся с площадки, и за фотографию, сделанную на ней. Мы поржали в темноте над таким наивным вымогательством. Никита назвал это явление “остаповщиной” (в честь великого комбинатора) и на протяжении всей тропы сталкивались с самыми разными его проявлениями.

Выбрав ровную площадку у тропы, немного позже вью-поинта, мы разбили палатку и заночевали. Часам к четырем утра стало холодно, укутались во все, что у нас было. Встали, когда уже окончательно рассвело. Но солнце закрывала гора противоположного борта ущелья. Поэтому палатку мы собирали замерзшими пальцами (все не так страшно – ниже 0 температура точно не опускалась).

Открывать палатку утром в новом месте – особый кайф! Это как киндер сюрприз в детстве, только в этом случае ты внутри и не знаешь, что там – снаружи:) Разочарования бывают крайне редко. И в этот раз, как полагается – сплошное очарование: горы, глубокое ущелье и Янцзы, шум которой иногда доносят порывы ветерка. И еще одно: звук бубенчиков пасущихся коз! Похожий я слышала в Карпатах и полюбила. И здесь этот мелодичный непрекращающийся перезвон стал для нас настоящим подарком!

Вскоре верхушку и нашего холма тронули лучи солнца, мы уже бодро шагали по тропе, когда оно накрыло и нас самих. Тропа все шла траверсом, лишь иногда и недолго то поднимаясь, то опускаясь – приятная прогулка! Вскоре она начала забирать повыше, солнце подогревало все сильней и сильней, и вот уже мы (разделись до трусов))) сняли сначала куртки и кофты, затем термуху. Начинался жаркий солнечный день.

Показалась первая деревушка, все эти деревушки по дороге населяют те же наси. На протяжении всей тропы их можно разделить на три категории – равнодушных, дружелюбных и алчных. Первые занимаются спокойно земледелием и прочими насущными делами, не обращают никакого внимания на туристов – их приятно встречать. Вторых тоже приятно встречать – они держат гестхаусы на тропе и поэтому охотно идут на контакт (пару раз мы отдыхали у таких, и добывали там кипяток, чтобы заварить лапшу), многие из них говорят немного по английски, и чаще всего они приветливы с туристами, неcмотря на то, имеют ли те намерение потратить у них деньги или нет. Последние же преследуют или подстерегают пешеходов на протяжении тропы почти до самого популярного геста “Халф вэй”. Подобно волку, такой насиец идет по пятам за туристами, ведя мула с бубенчиками под уздцы и по нескольку раз за 10 минут предлагает подвезти, вычисляя при этом наиболее уставшего -потенциальную жертву- или прокатить рюкзаки. Другие подстерегают на тех самых вью-поинтах. И те и другие чаще получают отказ, сидящие в засаде еще и бранятся при случае.

Почему-то именно в наш день на тропу вышло достаточно много туристов, на них мы и наблюдали, как орудуют местные шайки наси-бендеров. Некоторых мы намеренно пропускали вперед, с некоторым приходилось пересекаться периодически. Некоторые даже успели поднадоесть за целый-то день. Группа из 4х китайцев, вооруженных до зубов всем, чем только может быть снаряжен турист (в том числе магнитофоном и снеками на каждые сто метров) никак не хотела отлипать от нас. Под конец дня надоело с ними здороваться уже:) благо, что в последующие дни их не было.

Сама тропа дивная! Виды впечатляют и то и дело открываются новые и новые.. Маленькие деревушки с аккуратными огородами, и собранным урожаем, живописно разложенным на верандах и крышах, настолько органично вписывались в пейзаж, что мы с мужем постоянно предавались мечтаниям, что если бы точно такое же место было у нас -в России, и населено оно было бы своими, то мы бы непременно там поселились. Есть на тропе и подъемы, эдакие пешеходные серпантинчики, есть участки, прорубленные в скале. Иногда путь лежит через деревушки, между наделов, а иногда сужается и ныряет в бамбуковые или сосновые заросли. Но отовсюду и всегда видны горы. Ракурс на них плавно менялся по мере продвижения, часто был слышен грохот бурной реки внизу, иногда вспененная ее поверхность хорошо просматривалась. Но самым манящим для меня было -это вид расступающегося, постепенно раскрывающегося ущелья. Каждый шаг становилось интереснее, что же там впереди.

К закату мы дошли до большого (того самого-популярного) геста Half Way. Он был полон народу (видимо многие шли с другой стороны). Вид с верхней веранды был так хорош, что мы решили не идти дальше, а спокойно отдохнуть и полюбоваться. Устроившись поудобнее в качелях, мы пили чай и смотрели, как солнце вытягивает лиловые тени на противоположных скалистых обрывах, и как всходит луна. Нам разрешили встать бесплатно с палаткой, и мы выбрали нижнюю веранду, она защищена от ветра и, в отличие от внутреннего двора, не из бетона. Спать было теплее, чем прошлой ночью. Но ночью вдруг проснулся ветер. Он не был для нас проблемой, но иногда ревел или завывал громче самой Янцзы, пол ночи слушала его грозную песню и то, как трепещет в страхе наш тент.

Утро оказалось дивным. Скалы увенчанные короной солнечных лучей видны прямо из палатки, горячая вода в умывальнике в двух шагах, туалет с самым красивым видом на свете:) В меню геста мы присмотрели кукурузную кашу и решили ее попробовать – все-таки традиционная каша, да еще и кукурузу только собрали – насмотрелись на нее по всему Китаю, я уж не говорю о том, что стоит она всего 5 юаней:)-25 рублей наших.
Оказалась каша похожей на манку,но еще больше на клейстер, только с кукурузным оттенком:) у нас был пакетик какао и мы превратили кукурузную кашу в шоколадную – получилось вкусно!

Вид из туалета

Подкрепившись, мы отправились дальше. Здесь же, за воротами геста вдруг увидели дерево, увешанное гигантскими плодами, которые давно не давали нам покоя. Вид у них, как будто они покрыты слоновьей кожей, размеры впечатляющие – тоже слоновьи, форма слегка (иногда) напоминает грушу. А главное, совершенно непонятно, что это. Видели, как китайцы режут его ножиком, и едят дольками, как дыню. Я нашла в листве под деревом упавший (значит он созрел) экземпляр, выглядел он крепко и бодро, без следов ушиба и червоточин, а весил больше килограмма и упаковала в Никите.

После half way остается меньшая часть тропы, горы меняют вид. Внезапно, тропу пересекает (или тропа пересекает) огромный водопад. На наших глазах солнечные лучи осветили его сверху донизу, мы залюбовались и простояли наблюдая зрелище минут пятнадцать, а затем двинулись к нему. Хрустальная вода в нем разбивается на миллионы бриллиантов, переливаясь всеми цветами радуги. Мы долго не могли уйти от водопада, сняли верхнюю одежду, погуляли по прохладной воде босиком, помыли наш фруктище и там же решили его отведать. Поступая, как китайцы, Никита вырезал сахарные дольки, сок брызгал во все стороны и тек с ножа по рукам. Это и правда оказалась груша! :) сладкая и хрустящая – очень вкусная :) Чтобы насытиться хватило половины, остальную половину мы оставили здесь же – может порадует кого:) ну хотя бы козочку!

После водопада тропа начала потихоньку спускаться к гестхаусу Tina. От него идут несколько троп к реке, и от него же большинство туристов предпочитают возвращаться либо по нижней дороге в Цятоу, либо на автобусах в Шангрилу или Лицзянь. Спуск к реке платный.. Это нас расстроило, потому что хоть и 10 юаней, но за что? Чтобы там еще заплатить столько же за проход на площадку, с которой открывается вид на мощный порог? Несправедливость какая-то!

Жаркое солнце подогревало макушки, жаркий воздух, казалось стал совсем густым и тяжелым для вдыхания. Мы решили не спускаться вниз, но и заканчивать наш поход просто так не хотелось. Еще больше не хотелось возвращаться в Цятоу, там мы уже были:). Асфальтовая дорога продолжала течь по ущелью и мы решили двигаться по ней, сохраняя направление. Обычно в ту сторону едут в Шангрилу, в Лицзянь тоже есть объездная дорога, но чтобы попасть на нее, нужно каким-то образом форсировать мощную реку. На схеме были указаны две паромные переправы – старая и новая, но как до них добраться, как они работают, нам толком никто не смог ответить. Недолго думая, мы предпочли приключения гарантированному быстрому возвращению. Уезжать оттуда ну никак не хотелось. Взявшись за руки, мы пошли по дороге навстречу расступающимся живописным видам.

Редкие машины проезжали по дороге, одна девушка нас даже подобрала и провезла пару километров. Застройка по сторонам дороги становилась плотнее, и вдруг мы обнаружили второй тикет офис. Что он из себя представляет? Хибара с двумя не говорящими по английски мужиками в засаленной, потертой форме. Мы застали их во время сиесты и вид у них был особенно помятый и ленивый. Кроме этой хибары – ни камер, ни шлагбаума… Ничего, что могло бы препятствовать входу пешеходов. Главное только оказаться с этой стороны. Не узнав о пароме ничего нового у этих бедолаг, мы шли дальше.

Скучно не было, несмотря на асфальт под ногами. Дома давно закончились, машины тоже. Изредка навстречу проезжали грузовички с местными, а один раз даже попалась женщина с настоящим мохнатым яком!
На некоторых участках дорога выглядела побитой, иногда виднелись заплатки в несколько метров, там где по обе стороны красовались каменные обвалы. Идти по ней было страшновато:) но красиво! Чувствовали себя маааленькими букашками :)

Когда вышли из ущелья, перед нами распростерлась долина, как на ладони! Очень красивый вид на обе стороны реки. Переправу видели только одну, безлюдная тропа спускалась по отвесному склону, внизу к берегу “приколота” маааленькая лодочка. Ни души на километры вокруг. Спуска к ней мы не нашли, как позже выяснилось – к счастью. Заночевали на одной из террас над рекой после маленькой деревни. В местном магазине девушка объяснила нам, что переправа сегодня уже не работает (на моих часах было 5 вечера), но завтра с 10 ее снова откроют. Зная куда идти дальше, мы с удовольствием устроились в нашем маленьком доме под звездами. Никита снова сделал горелку из банки, на сей раз спирт, купленный в аптеке горел и наш ужин был горячим.

Заснуть было трудно -слишком красиво было кругом! Над долиной взошла луна, пейзаж стал загадочным и еще более невероятным.

Утро разбудило нас солнцем, здесь -за пределами ущелья-оно появляется раньше. Мы продолжили путь, он проходил мимо буддийской ступы (я увидела ее впервые), а затем круто спускался вниз к самой реке. Мужики с петухом в мешке указали верную дорогу к переправе, которой оказалась железная ржавая длинная лодка с мотором. Мы пришли вовремя! Потихоньку, к лодке подтягивались местные. Кто-то одет нарядно, бабушки в традиционной одежде, с корзинами на лямках. У каждого второго по петуху или курице, видимо, с гостинцами едут. Для местных переправа бесплатная, для чужих – 20 юаней с человека. Наверное, можно торговаться. Мы так были рады переплыть Янцзы, что вначале как-то не подумали об этом, ну а потом уже, кто после драки кулаками машет?

Река в этом месте идет ровно. Ровно, но мощно! Чувствуется ее сила! Особенно, когда лодочник лихо приглушает двигатель на середине и большую лодку разворачивает, как щепку – за секунду! Но эта хитрая манипуляция – специальный отработанный прием, чтобы нужным концом пришвартоваться к берегу. Именно из этой лодки я-таки запустила руки в Янцзы (тут хочется передать привет Насте Карнышовой:) от меня и от реки)).

После переправы начинается деревушка. Из нее 2 раза в сутки (7.00 и 12.30) ходят автобусы в Лицзянь. Мы решили попробовать поймать попутку, но после полуторачасовой прогулки через колоритную деревню с мощеной булыжником главной улицей и живописными видами на оба пятитысячника, поймали… все тот же дневной автобус. Билет стоил недорого, машин не наблюдалось, и мы, недолго думая, запрыгнули в него!

Путь нашего автобуса пролегал по самому телу горы Нефритового Дракона! Виды невероятные! Мы поднимались все выше и выше, навигатор уверенно прибавлял по сотне метров в 20 минут, пока мы не добрались до перевала, выше трех с половиной тысяч. Мы перестали следить за набором высоты, потому что автобус остановился у толл гейта, и в него с напускной важностью заглянул китаец в форме (что за форма не понятно-не полицейская). Увидев двух бледнолицых, он сделал вид еще важнее, добавил строгости (казалось, он вот-вот лопнет) и властно позвал кого-то. Через минуту вошла девушка, целенаправленно подошла к нам (в автобусе все притихли), и на английском начала объяснять, что мы должны заплатить за билет на гору 140 юаней с человека.
Представляю, как наши лица синхронно вытянулись. Глаза округлились. Платить? 140 юаней? За что?! Стараясь не повышать голос и сохранять спокойствие, мы объяснили, что уже оплатили проезд до Лицзяня, а значит, едем не на гору, а за проезд по горе платить не будем. Она попыталась еще что-то нам сказать, но потом передумала продолжать и вышла. Автобус плавно поехал дальше, разговоры возобновились, а некоторые простые деревенские наши соседи начали пожимать нам руки и показывать всячески, что мы молодцы, что не поддались на развод. Мы продолжили любоваться!
Снег совсем рядом, от острых пиков дует холодный ветер в окно, домики здесь построены из круглого бруса, похожие на русские избы. Только сами деревяшки меньше в диаметре! Вскоре показалась канатная дорога, а за ней… Началось что-то.. Или нечто… Поля для гольфа, гостиницы, столпотворение туристических автобусов, машин, гостиницы и рестораны, кучи кууууучи(!) туристов. Искусственные голубые озера и ступенчатые ванны (на баннерах турагенств они смотрятся совсем иначе), еще одна канатка, люди в национальных костюмах, позирующие публике…

В общем, нам не терпелось доехать до полюбившегося Лицзяня. Поскорей, чтобы не успеть забыть за этим маскарадом наши 4 дня и три ночи невероятной красоты: неподдельных красок, искренних улыбок, и свежего горного ветра, наших ночей под луной и звездами, под шум огромной реки. Там можно находиться долго!