Племя хавасупаи – одно из немногих племен, которому правительство вернуло (после долгих мытарств) довольно большую часть территории, принадлежавшей их народу около тысячи лет. Деревня Супаи находится в одном из каньонов-рукавов, вливающихся в Гранд Каньон – место потрясающей красоты.
Пятачок почти плоской земли среди отвесных красных стен. По этому пятачку бежит небольшая речка с прозрачной, как стекло, водой (позже она впадает в Колорадо). Любая зелень (а весенняя особенно) выглядит настолько контрастной на вездесущей красноте, что режет глаз.
В стенах до сих пор видны продолбленные некогда шахты, а в каньоне можно встретить железяки “для разрушения горных пород”.
Сразу же за деревней начинаются каскады, которые дробят и взбивают реку. В результате, воды ее насыщаются известняком и приобретают ярко-бирюзовый цвет.
Добраться до этого места не совсем просто, машину приходится оставлять примерно в шестнадцати километрах от деревни, на парковке, называемой Хиллтоп, на этой же парковке хранят свои машины те хавасупаи, которые их имеют. Здесь же расположена одна из вертолетных площадок резервации. От Хиллтопа начинается серпантин в долину каньона.
Он достаточно удобный для пешехода, в основном потому, что ходят по нему целые караваны лошадей. Чаще всего лошади перевозят объемную поклажу туристов, необходимую для настоящего кемпинга:) Но, иногда, жители деревни привозят этим путем что-то для себя. В основном же, продовольствие, продукты и жизненно необходимые вещи в резервацию доставляют вертолетами, вертолетами же выбираются в больницу или по другим важным делам.
Хавасупаи достаточно немногочисленны. Зимой многие из них выбираются на плато, занимаются скотоводством и охотой. Летом спускаются в деревню, возделывают землю и обслуживают приезжих (ухаживают за кемпграундом и перевозят на лошадях рюкзаки и холодильники).
Бесконечный поток туристов (чаще американцев), обеспечивают основной доход. Резервировать место для кемпинга и лошадей нужно предварительно, а поход “в сезон” необходимо планировать вообще за несколько месяцев ранее. Если же предварительной резервации нет, то туриста без места не оставят, но придется заплатить втридорога.
Кемпграунд вмещает около двухсот палаток и находится у самых высоких каскадов на удалении от деревни. Но деревенских жителей можно увидеть и там, помимо рейнджеров и погонщиков лошадей, мужчины всех возрастов в этом же ущелье охотятся почти каждый день… на белок, которые не прочь поохотиться на съестные припасы кемперов.
Люди воды бирюзового цвета, несмотря на обилие отдыхающих у водопадов, ведут закрытый от чужаков образ жизни. Через всю деревню идет главная улица, передвигаться пришельцам можно только по ней.
От входа, до кемпграунда – через туристический офис. Сворачивать на другие улицы нельзя, об этом сообщают не только запрещающие таблички, но и свод правил поведения в резервации, который выдают вместе с пермитом и картой ущелья. В этом же своде хавасупаи просят уважительно относиться к ним, не фотографировать их детей без разрешения родителей, не делать коммерческих фотографий на их территории, не привозить с собой (не использовать) алкоголь и так далее…
Несмотря на то, что практически каждый хавасупаи разговаривает свободно на своем языке, услышать их язык на улице практически невозможно. С туристами и в их присутствии разговаривают только на английском.
На первый взгляд может показаться, что жители резервации неприветливы. Они почти никогда не улыбаются при встрече (даже в ответ). От них почти никогда не услышишь “хеллоу” или “хааай”. Чаще всего они просто игнорируют гостей. Все эти правила нарушают разве что слегка подвыпившие погонщики лошадей, отдыхающие на площади после трудного дня. Ну или еще одно исключение – те самые охотники на белок, с которыми необходимо разминуться на узкой тропинке. Но во всем этом, как ни странно, нет никакой агрессии или злобы (скорее усталость).
Когда проходит первое впечатление, вдруг начинаешь замечать, что поздороваются с тобой всегда, если ты просто кивнешь головой, а улыбнутся, если есть тому причина. А уж если что-то произошло, то мимо не пройдут – обязательно предложат помощь.
Живут в деревне бедно, возможно, просто довольствуются необходимым. Часто можно встретить замусоренные дворы, худющих лошадей, которые выбирают опавшие тополиные сережки из собственного навоза.
Дома совсем простые, одноэтажные, с тонкими стенами, зачастую их окружает забор из колючей проволоки. Но встречаются и аккуратные дворы, с упитанными лошадками:), правда реже.
По деревне бродят тощие собаки, эти охотно готовы дружить просто так:) Очень много встречается людей полных – это проблема людей с достатком ниже среднего по всей Америке. Из одежды молодежь предпочитает эдакий реперский стиль: кепки с широкими козырьками, висячие штаны, майки и кофты на три размера больше.
В самом начале внешний вид жизни в резервации может огорчить. На Хиллтоп приезжают жители соседних резерваций и приторговывают (наверное нелегально) алкоголем. Некоторые “покупатели”, пробуют продукт тут же на месте, быстро пьянеют и с трудом вскарабкавшись на своих лошадей бродят взад и вперед, в ожидании тех, кто не успел заказать лошадей заранее. Бедные дома и неубранные дворы, неулыбающиеся люди (даже дети). Не просто узнать, как живут люди в этой деревне, что они празднуют, что едят, какие песни поют и чему радуются, как принято хоронить…
Лишь один раз на удалении от тропы в каньоне мы наткнулись на одинкую могилу, с маленьким крестом и молитвой “Отче наш” на нем, на которой лежало почти все, что могло понадобиться умершему (правда в виде детских игрушек). Например, лошади, расческа, бутылка шампанского и, видимо любимая, кепка с орлом.
Потом, когда первые ощущения укладываются в голове, приходит радость за этих людей. Они горды тем, что живут на своей земле, тем что им удалось вернуть её, и при этом охотно делятся своими красотами с любым желающим. Хавасупаи даже заботятся о своих гостях, они добросовестно охраняют парковку, они готовы прийти на помощь случись что. На территории кемпграунда можно спокойно оставлять вещи где угодно их не возьмут ни те, кто приходит в гости, ни те, кто живет на этих землях. Хочется, чтобы всё у них было хорошо!
Спасибо за интересный и позитивный рассказ, одно жаль, не удалось взглянуть на фото этих хавасупаев